квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Своё имя квиллинг получил от английского слова quill - перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга.
Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. Оно быстро набирало популярность, но из-за того, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наше время бумагокручение очень популярно, но самое широкое распространение это искусство получило на Востоке.
В квиллинге применяются разнообразные инструменты и приспособления. Основными являются пинцет, ножницы, тонкое шило и инструмент для наматывания с прорезью (slotted quilling tool). Такой инструмент представляет собой рукоятку со стержнем, в конце которого сделана прорезь. В прорезь вдевают кончик бумажной полоски и накручивают полоску на стержень, затем снимают уже готовый рулончик.
В принципе могут использоваться самые простые предметы, например деревянная зубочистка или шпилька для волос.
В квиллинге используются также машинки для нарезки бахромы, редкие гребни и другие приспособления.
Клей применяется обычный ПВА или другой качественный клей для бумаги, достаточно густой. Лучше, если бутылочка будет иметь тонкую насадку, чтобы было удобно контролировать количество клея.
Бумага должна быть цветной с двух сторон. Выпускаются полоски для квиллинга самых разных цветов и оттенков, блестящие, перламутровые, градиентные полоски, а также полоски с двойным тонированием, у которых одна сторона светлее, чем другая.
Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.
Основной способ изготовления элемента для квиллинга следующий:
1. Берут полоску нужного цвета, длины и ширины.
2. Плотно наматывают её на подходящее тонкое остриё, например на зубочистку.
3. Аккуратно снимают получившийся рулончик (ролл) и дают ему немного развернуться.
4. Подклеивают внешний конец полоски.
5. Придают элементу нужную форму, сгибая, прижимая, защипывая и сдвигая бумагу пальцами с разных сторон.
Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали (кольца, рулоны), открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали и спирали со сдвинутым центром (эксцентричные).
После того, как сделано необходимое количество деталей, приступают к созданию композиции. К пробковой дощечке прикрепляют булавками элементы при промежуточной сборке композиции. Затем готовые фрагменты переносятся на основу. Но если доски нет, можно просто разложить элементы на ровной поверхности, а затем, в соответствии с задуманным рисунком, перенести на основу.