воскресенье, 21 июня 2009 г.

Купала (24 июня)

Купало - (и Кострома - сестра-близнец) дети богини Ночи Купальницы и Семаргла.
Однажды, когда Купала со своей сестрой были еще маленькими, побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке.
Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились не зная, что они брат и сестра. А когда узнали, решили утопиться.
Кострома стала русалкой или мавкой.
Но боги решили сжалиться над братом и сестрой и превратили их в цветок, который мы сейчас знаем под названием Иван-да-Марья.
Праздновали праздник Купалу, праздник летнего солнцестояния, в ночь с 23 на 24 июня.
Предположительно в этот день славяне отмечали праздник солнечного божества. Праздник Купала был так же связан с почитанием огня.
Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива.
Праздник летнего солнцеворота. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается "урядник", который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют "марена" или "купала". Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. "Ярилу" облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед "Ярилой" на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).
Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырех часов дня. Все выстраиваются вокруг березки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещотки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют "Кострому"). После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что "Ярила" умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают "Ярилу", тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут "Ярилу". Костер зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу "Ярилу" не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед "Ярилой", употребляют на его поминках. Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг березки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин. Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей ее на пиру.
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают "набеги", не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: "ящер", "ручеек", "коняшки". Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: "Все ли простили обиды?" Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.
На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.
Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.

По доброте душевной..

Практически все люди вокруг твердят мне: "Не верь никому. Все обманут тебя и кинут, если дело коснется их собственной жопы. Вокруг одно быдло!". Если ты пытаешься спорить - не слушая, делают кислую мину: "О наивность! О, святая простота!" Я их вполне понимаю. Я бы сама считала себя маминой дочкой, верящей в розовые сопли. если бы еще год назад не была пьющей водку гопотелкой :) Гопы - они, знаете ли, не очень сентиментальные. Я могу сказать, что верю в добро не потому, что я не встречала быдло, и не потому, что меня не обманывали - именно поэтому и верю. Глубинное знание вопроса дает мне право об этом судить! Мы спорили об этом с братом, когда я рисовала акварелью. Я ему говорю: "Выключи телевизор, оглядись вокруг - ты увидишь сотни маленьких добрых дел, которые не афишируют, которыми не гордятся, которые просто и бесхитростно совершают на каждом шагу!" Брат, естественно, не пытаясь даже вникнуть, стал с ходу приводить примеры, где кто и как его кинул - все в красках, подробно, обстоятельно. Я поняла, что спорить бесполезно, потому что человек только думает, что слушает тебя - на самом деле он ждет секундной паузы, чтобы опровергнуть то, что ты еще даже не сказал. Для себя он уже вынес и оценки, и уроки, и для свежего взгляда он закрыт. Я продолжала рисовать. И мне казалось, что темные мазки - мысли моего брата, светлые - мои. Соотношение и составляет картину. А картины - наши жизни, которые мы рисуем, ежедневно накладывая мазки разных цветов. Понимаете, у нас есть выбор - цвета мы задаем сами, в каждую единицу времени. Вечером села и попыталась самой себе доказать превосходство добрых дел в мире, потому что, знаете же, как глубоко въедаются в мозг все эти разговоры о подлой человеческой природе. Я вспоминала из собственной жизни примеры редкой доброты, потрясшей меня, запавшей в душу, как те серебряные подсвечники из романа Гюго. Честно признаюсь, сперва было трудно. Но, чуть позже, одна за другой, мне стали вспоминаться истории о житейских чудесах, которых и вы мне порассказать можете на десяток томов. Тут и про учителя, который всю душу детям отдает, работая на голом энтузиазме; и про тихого застенчивого парня с работы, который покупал каждый день всем печенья к чаю; про подругу, с которой ты постоянно ссоришься, а она все равно тебе радуется и заранее прощает; а помните тех замечательных людей, которые вам в незнакомом городе не только дорогу покажут, но и рвутся проводить до самого подъезда? Есть, конечно,  более значительные примеры самоотверженного служения доброте, но, я думаю, ценность их равна. Порою, и самое микроскопическое добро способно изменить чью-то жизнь. Вы же сами знаете, как одно слово может вылечить? Знаете же? Я удивилась, как любим мы смаковать грязные поступки, как мало делимся добрыми. Даже вспоминаются они не сразу. Решила собирать "коллекцию удивительных добрых дел", и пополнять ее своими. Помогите мне - расскажите свою историю?