вторник, 23 марта 2010 г.

Лаос: Like a Monkey, или 3 дня в джунглях Бокео

Я вынырнула из сна, и мир сразу наполнился какофонией звуков леса: свист, стрекотание, щелкание, пение - все перемешалось и слилось в одну витиеватую, затейливую музыку. Я открыла глаза и откинула плотный льняной полог. За молочной белизной тумана очертания джунглей лишь едва угадывались. Да и сама хижина на дереве, казалось, висит между небом и землей, которой тоже было не видать. Лишь звук водопада где-то далеко внизу указывал, что твердая почва все-таки существует. Было пора вставать; начинался новый день.


 

В прошлом году нам посчастливилось обнаружить довольно нетривиальное мероприятие, проводимое в лаосской провинции Бокео. Сейчас уже довольно много компаний искателей приключений с удовольствием полетали над джунглями, но мы все же оказались первыми из россиян. Пустячок, а приятно! Вот как это было.


 В качестве направления очередного виза-рана из Тая был выбран Лаос. Соответствующий Lonely Planet я благополучно приобрела во время своей поездки в Камбоджу по сходной цене в 3 доллара, почитала и прониклась. Решено было совершить один из классических трипов: погранпереход Чианг Кхонг (Тай) - Хуай Сай (Лао), далее на slow boat вниз по Меконгу через Пак Бенг до Луанг Прабанга, Ванг Вьенг с тьюбингом и Вьентьян. Идея выглядела не очень оригинальной, но для первого знакомства со страной вполне годилась. Однако моим планам не суждено было сбыться: подготавливая поездку, на одном из англоязычных форумов по Азии наткнулась на статейку о некой activity на севере Лаоса, а именно в провинции Бокео (где и расположен Хуай Сай). Идея статейки завладела моим мозгом; добавил интриги и Lonely Planet, в котором был абзац, явно посвященный этому мероприятию. Звучалонтак: "There's some worthwhile monkey business to be had north of Houai Xai off Rte 3 towards Luang Nam Tha. You'll hear about it on the traveler grapevine, but out of respect for the operators it is not listed in this book." В общем, тумана оказалось вполне достаточно для того, чтобы знакомства с Лаосом как таковым не состоялось. Состоялось знакомство с джунглями в легкой форме.

 

Попасть в Хуай Сай можно на пароме - хотя это, конечно, громкое слово для узкой длинной лодчонки - из Чианг Кхонга в Тае. В Чианг Кхонг из Бангкока с терминала Мо Чит ходит прямой автобус. Отправление в 19-00, прибытие в 8-00, в пути 13 часов. Стоимость билета 670 бат на человека. Прибыв на Мо Чит из Паттайи, мы перекусили в местном ресторанном дворике (мне достался рис с какими-то аппетитно выглядевшими кишками) и пошли искать заветный бас. Снаружи автобус не поражал воображение, но внутри оказался вполне удобным, с большими расстояниями между сидениями, которые раскладывались гораздо сильнее обычных; для спасения от кондёра всем выдали теплые оранжевые одеяла. Я надула аэроподушку и почувствовала себя практически счастливой. Мы были единственными фарангами, ехавшими в этом направлении. В принципе, этот факт никого не интересовал) Чем дальше от Бангкока, тем меньше вывесок на английском попадалось на пути; наконец, они практически исчезли. На одной из остановок, название которой Леха перевел как Свинорыльск из-за наличия в названии городка буквосочетания "муу" (свинина),  попалась надпись: если у вас ВИП-билет, поменяйте его на напиток. Как оказалось, у нас как раз были ВИП-билеты, кто бы мог подумать. Тётя выдала нам по бутылке молока. Мне - с клубничным вкусом, Лехе - с кофейным. На этом моменте я отрубилась и открыла глаза уже на подъезде к Чианг Кхонгу.

 

Автобус выгрузил нас в пыли единственной главной улицы у какого-то импровизированного рынка. Т.е. никакой станцией тут и не пахло. Несмотря на наше намерение первым делом выяснить, во сколько уходит обратное транспортное средство, местная движуха нас накрыла, и умные мысли из головы вылетели (а зря - это мы оценили уже на обратном пути). Мы дружно покружились на месте и потопали в правильную, как нам показалось, сторону. Нас сразу же заловил деловой тукер и поинтересовался: на границу? - Нет, в туалет! - Туалет там. Конечно, он не мог дать пропасть одиноким, неприспособленным фарангам - а точнее - уплыть наклюнувшемуся заработку - поэтому на выходе из санудобств мы снова попали в его объятия. Тукер потыкал пальцем в картонную табличку на столбе со множеством местных букв и цифрой "30", из чего мы сделали правильный вывод о стоимости поездки до границы, забрались в тук и поехали. Постепенно сон окончательно выветрился, и стало ясно: тут ХОЛОДНО. Меня сразу обуяли сомнения на тему валидности припасенного гардероба, состоявшего из футболок, маек и топов. По рукам и ногам забегали мурашки, но тут мы добрались до границы.

 

Мой опыт въезда в любую страну сводится практически полностью к воздушной гавани. Пару раз попала по земле из Венгрии в Сербию, да и из Тая в Камбо. Я думала, что переход Аранья-Пой Пет - это шедевр. Ага, как же! Чианг Кхонг - Хуай Сай теперь уверенно перехватил пальму первенства моего личного хит-парада. Тайская сторона порадовала полным отсутствием очереди у окошка departures (как и arrivals, впрочем) и безразличием погранцов к тому, кто, как, зачем и куда движется. Парочка европейцев перед нами уверенно прошагали мимо контрольного пункта и уселись в лодку. "Выбыв" из страны, мы последовали за ними.


Узкая лодчонка сразу же отчалила от тайской стороны и взяла курс на Лаос. Через две минуты мы выгрузились на хуайсайской земле.

   


В 10 метрах от места причаливания лодок располагались будки прибытия (справа) и отбытия (слева), дьюти-фри, а также - на удивление - подобие дополнительного контроля, имевшее вид двух погранцов, проверявших у прибывших паспорта и следивших, как бы никто не пропустил притаившийся в пыли паспортный контроль. Благополучно миновав официальную зону, мы поднялись вверх по дороге еще метров 20 и оказались на главной и единственной улице городка.

 

 

Первое, что бросилось в глаза, - местное население совершенно не обращало внимания на редких попадавшихся иностранцев. Никто не предлагал свой товар и услуги, даже если потенциальный покупатель заходил в лавку. Второе - это мы открыли буквально тут же - лаосцы не хотели торговаться! Накопленный годами опыт путешествий по азиатским странам громко возмущался в душе и не верил в реальность происходящего. Цена на комнату в гесте просто не обсуждалась. Третье - платить можно как минимум в трех валютах (кипы, баты, доллары), но, в отличие от Камбоджи, где про риэли никто и не заикается, здесь всегда объявлялась цена в национальной валюте. В общем-то, выгоднее платить именно в кипах. Мы заселились в Sabaydee гест (влево по главной улице от пристани). В качестве компенсации за несуразно высокую цену (320 бат) нам достался довольно просторный номер с видом на Меконг. Бросив вещи и приведя себя в относительно человеческий вид после ночи в автобусе, мы отправились в офис организаторов нашего приключения отметиться и сообщить о своей готовности участвовать. По пути встретили группу таких же чокнутых со сложными лицами, обусловленными только что прослушанным инструктажем. Среди участников, кстати, была парочка явно пенсионного возраста, что меня несколько удивило, ибо нагрузки планировались неслабые. Ребята загрузились в два уменьшенных сонгтхэо и отбыли навстречу своей судьбе.

 

Нас приветливо встретили в офисе и выдали гениальный документ. Из-за его уникальности не могу описать словами, поэтому вставляю фото.
 
В двух словах, мы, будучи в трезвом уме и твердой памяти, добровольно соглашаемся принять участие в этом рискованном предприятии, полностью отдавая себе отчет в возможных последствиях (травмы и даже фатальный исход) и обязуемся не иметь никаких претензий по этому поводу к организаторам))). В любой цивилизованной стране эта филькина грамота вряд ли бы прокатила. Но тем не менее, мы ЭТО подписали. Как и все остальные участники уже на протяжении нескольких лет))). В общем, суть приключения довольно проста: на 3 дня ты отправляешься в джунгли, где живешь в хижинах на деревьях (метров 30-50 над землей), передвигаешься по канатке (зип-лайнинг) на высоте до 150 метров и пытаешься увидеть некий вид обезьян, который до 1997 года считался вымершим, но тут вдруг объявился в Бокео. Под соусом общения с дикой природой и подается этот проект. Чего уж там греха таить, большинство привлекает именно зип-лайнинг и канупинг. Треккинг и живность идут в качестве приятного - но совсем необязательного - дополнения. Стоит мероприятие 160 евро на человека (или 225 долларов или 8000 бат), торг неуместен. На выбор предлагается два маршрута: классический, предполагающий ориентировочно 1 час в день обязательного треккинга, и водопады - порядка трех часов треккинга ежедневно и более глубокое проникновение в джунгли. За свои деньги ты получаешь питание, сопровождающих гидов (они рядом далеко не всегда), неограниченный доступ к зип-лайнам, спальное место в хижине на дереве с душем и туалетом. В целом, все выглядит довольно привлекательно. Благополучно отметившись, мы получили в качестве расписки об уплате взноса некий листок с накарябанной от руки информацией: получено от Алекса и Виктории 16000 бат 17.03.09 и подпись: Мон. Мон также выдала нам ЦУ явиться к месту сбора назавтра к 8 утра, и мы отправились наслаждаться окрестностями.

 

Делать в Хуай Сае абсолютно нечего. Конечно, можно осмотреть небольшой храм, стены которого покрыты симпатичными фресками на темы из джатаки (развлечение на 10 минут, 8 из которых приходится топать вверх по лестнице к самому храму).

 


Наверное, гораздо умнее сесть в тук и отправиться на китайский и лаосский утренний рынок, который работает целый день несмотря на название. Мы по-умному поступать не стали и пошли болтаться вниз по течению Меконга наслаждаясь открывающимися пейзажами и сценками местной жизни. Разнообразие было небольшим: всюду царило спокойствие и размеренность. Никто никуда не спешил, не нервничал, да - по большому-то счету - ничего и не делал. При этом все выглядели абсолютно счастливыми и умиротворенными. Минут через 15 мы тоже прониклись всеобъемлющей ленью, шагать стало сильно влом, и Лёха сформулировал идейную концепцию жителей Хуай Сая (да, наверное, и всего Лаоса): они точно знают, как целый день ни х#я не делать и при этом не за#баться. По сравнению с широко растиражированной народной мудростью (тайцы сажают рис, камбоджийцы смотрят, как он растет, а лаосцы слушают процесс) Лёхин вариант показался мне более жизненным;)

       


Бесцельно болтаясь по окрестностям и делая кадр за кадром Меконга в туманной дымке, мы забрели в ресторанчик с большой террасой, выходящей на реку (Riverside Houai Restaurant). Меню, и правда, соперничало по широте с самим Меконгом, но, на минуточку, кто сказал, что Лаос - дешевая страна??? За полтора доллара можно было приобрести что-то совсем базовое типа лапши с морепродуктами, а местные "специальности" стоили в районе 40 - 50 тысяч кип, т.е. 4-5 долларов, что для данной географической широты казалось неким нонсенсом. Бир Лао шло по 10 000 кип и оказалось отличным пивом. Кстати, обратите внимание на трогательно заняпанную скатерку. Отланчевав, мы продолжили свои бесцельные скитания по главной улице.

     

 

По пути встретили рекламу местной сауны и массажа, попытались оную отыскать, она оказалась закрыта; так же как и еще один массажный салон.


Больше опций для расслабухи не предлагалось, поэтому мы приобрели маленькую бутылочку местного вина для дегустации (оказалось чем-то средним между очень дешевым портвейном и квасом, так что не рекомендую) и отправились в местное интернет кафе. Скорость связи была под стать местному образу жизни, но это уже не удивляло.

 

Убив таким образом целый день, мы завернули поужинать в Nut Pop, ресторанчик, расположенный прямо напротив нашего геста. Ресторанчик удивил неким подобием попытки привлечь клиентов: гирлянды из разноцветных лампочек и фонариков указывали путь ко входу. Заведение оказалось спрятанным во дворе. На деревянных помостах расположились деревянные столики и скамьи, и все выглядело достаточно мило. Кроме нас здесь ужинал еще только 1 турист. Аншлага явно не наблюдалось. Со всей ответственностью рекомендую попробовать рыбу из Меконга - уж не знаю, что за рыба, но с чесноком, чили и лаймом, она просто необыкновенна!


Для пробы заказали рюмашку лао-лао, местного рисового вискаря. Принесенная жидкость имела желтоватый оттенок и совершенно беззастенчиво воняла самогоном. Впрочем, на вкус оказалась довольно мягкой и даже приятной (блин, может, я просто самогон люблю??? И на выпивке могу сильно экономить???). Не успели мы сделать и пары глотков, как подбежала официантка с новой рюмкой лао-лао и извинениями: простите, гости дорогие, дайте заменю вам виски. Тот, что принесла раньше, не очень хорошего качества. Ничего себе сервис! Новый напиток был почти прозрачным и менее горьким. Но глобальной разницы замечено не было. На улице пошел дождик, мы чертыхнулись про себя - плохая погода не входила в концепцию приятного времяпрепровождения на природе - и отправились спать в свой гест. Кровати были удобными и жесткими, и единственным досадным моментом были местные петухи, которые, сцуки, кукарекали дурными голосами с выражением и вкусом с 2 часов ночи до самого утра. До утра нашего отъезда в джунгли.


Коммунизм с малазийским лицом

Звучит, как безнадежный социальный эксперимент: взять все  дома в деревне и стащить их вместе под одну крышу. Находясь под ней,  исключите идею частной собственности  и поделите вещи поровну, вплоть до последней  сигареты. Наконец, добавьте  такое условие, что под одной этой длинной крышей каждая семья должна жить, спать и есть вместе в одной комнате размером примерно с микроавтобус. Для большинства, такой эксперимент выглядит даже хуже, чем безнадежно, и  звучит, как утопия.

Но вдоль берегов бесконечных, извивающихся рек, которые прорываются сквозь  изобилующие ручьями  дождевые леса Борнео (Саравак), племенные люди живут таким образом - по собственному желанию - тысячи лет. Криминал - практически неслыханное дело для этих мест, также как и развод, плохое обращение с детьми, и большинство других неотъемлемых  социальных бед  остального мира. Эти поселения называют  общими длинными домами (longhouses).

Культурная традиция диктует чтобы каждый, кто их посещает, встречал радушный прием и оставался в гостях  так долго, как пожелает.  Для многих, визит в лонгхаус предлагает не только крышу над головой в диких условиях фантастических дождевых лесах Борнео, но и беглый взгляд на  образ жизни, который  во многих случаях является  моделью жизни коммунны. Немногие гости покидают лонгхаус,  не впечатлившись тем, как размеренно и спокойно живут его постоянные обитатели, как примерно ведут себя его дети,  как  щедро его гостеприимство.

Типичный общий дом лонгхаус выглядит точно так же, как звучит его название: это длинная,  одноэтажная постройка, покрытая одной крышей, обычно сплетенной из  листьев  вездесущей саговой пальмы. Он может растянуться  далеко, как городской квартал, и иметь 500 человек жителей, или может содержать маленькое сообщество в несколько дюжин. Семьи живут в больших комнатах, удаленных от главного холла, - такой вид своеобразного общественного центра, который тянется на всю длину здания.

В течение дня, когда многие жители находятся вне дома, работая в поле или в лесу, главный холл - почти пустое, сонное  убежище прохлады. Если вы встанете на одном конце и посмотрите  сквозь весь холл до его противоположной стены,  скорее всего, увидите  детей, тихо  играющих на замысловато сплетенных ковриках. За ними всегда  приглядывает кто-нибудь из пожилых   членов коммуны. В обстановке, где  уважение личного пространства каждого  важно для здоровой  атмосферы, даже семейные собаки, кажется, почитают  маленькую территорию друг  друга.  Они расшаркиваются непосредственно  перед каждым  домочадцем, уважая его невидимые границы.

Вечером, сразу после ужина,   главный холл оживает. Семьи выходят, чтобы пообщаться и гости собираются перед комнатой старейшины племени. Комната главного члена коммуны   почти всегда в центре здания, и часто выделяется амулетом из черепа древнего человека - напоминание о днях,  когда  племена в Борнео практиковали снятие скальпов. Практика быстро исчезла вслед за приходом  колониального режима и Белых Раджей Саравака, которые активно выступали против неё.

«Сегодня единственные, кто продолжают  практику снятия скальпов - это кадровые агентства (охота за головами -профессиональный термин хэдхантинг)» - шутит Цибу Нуаганг, гид по общим длинным домам на реке Леманак. Как многие гиды на реке, он родился в лонгхаусе, затем покинул его для получения образования и возможности наняться на работу  в Кучинге, столице Саравака.

Помощь  туземного гида,  который знает язык и социальные нюансы племени ибан, особо ценна, если хочешь изучить и понять жизнь в лонгхаусе. Много западных людей, например, бывают обескуражены тем, что совершенно незнакомые люди оказывают им гостеприимство бесплатно (вне рамок этикета, однако большинство людей приносят маленькие подарки, вроде конфет для детей).

« Племя ибан любит посетителей», объясняет Нуаганг. «Это значит, что их дом востребован и пользуется популярностью. Если никто не приходит, они будут обеспокоены этим&raquo.

Вечерами,  когда в доме есть гости, жители племени устраивают представление с  традиционными танцами и музыкой, угощают  рисовым вином со специями (которое  доноситься до твоей головы с поразительной быстротой) затем закрывают вечер, предлагая на продажу некоторые изделия ручной работы. Вы не обязаны ничего покупать, но товары, сделанные в лонгхаусе, почти всегда дешевле и качественнее, чем аналогичные  вещи, которые вы увидите в городах.

Возможно лучшее, что  вы можете унести из лонгхауса, это не маска или тканый коврик,  но частичка  возрожденной веры в человечество. Люди живут здесь коммунально, и, кажется, они переняли  нечто  близкое  трактату марксистких идей.  Развод, например, это простое дело. Когда он происходит (чего почти никогда не бывает), не существует длительных процедур, судебных разбирательств, битв за право  опеки  над детьми.

Неудовлетворенная браком  сторона просто информирует старейшину, собирает самую необходимую часть своих пожитков - связка одежды, пара напольных ковров - затем  уходит в другую комнату или возвращается в лонгхаус своей семьи. Дети остаются всегда с матерью.

Дети - это еще один замечательный аспект жизни в лонгхаусе. Вы наблюдаете их повсюду, - играющими в главном холле, плескающимися в реке, - но редко видите их дерущимися или плачущими.Они изумительно сдержанны, отличаются примерным поведением. Эти качества, как некоторые предполагают, происходят от жизни в крупном сообществе, включающим в себя большое количество взрослых, которые всегда находятся рядом.

« Вы можете представить, на что бы было похоже это место с десятью западными шалунами, бегающими здесь по кругу?», говорит австралийский посетитель Сью Бери наблюдая за группой детей, мирно играющих в главном холле лонгхауса Леманак «Это было бы сумасшествие.»

Перевод Татьяны Соколовой


оригинал публикации

мои правила


1.Все меня уважают и не вызывают на дуэли,я их не очень люблю
2.Все кто хочет может добавлеть картинки музыку и комментарии!!!!!
3.Никто не оскорбляет в моем блоге никого
4.никто не пьет,не курит и не наркоманничает!!!
                                 ПОНЯЛИ?????