суббота, 21 февраля 2009 г.

Чувство, что всё как-то связано и должно хорошо кончиться

На мой взгляд, отличие по-настоящему хорошего текста от прочих состоит в том, что, соприкоснувшись с ним, читатель какое-то время твердо знает, что в человеческой жизни есть некий простой, ясный и внятный, хотя далеко не всегда поддающийся формулировке, смысл. А так называемого зла нет вовсе, и "плохих", "неудачных" судеб не бывает, мало ли что кажется, всякая жизнь - сокровище, и всякий опыт - сокровище, и даже я, понимает читатель, и моя жизнь, и мой опыт - тоже сокровище, кто бы мог подумать.

Всё это, понятно, в идеале. Но даже слабый намек на возможность именно такого воздействия на некоторых читателей для меня серьезный повод заинтересоваться текстом и смотреть на его автора как на некую потенциальную возможность удивительного события.

Сердце пустыни. Беседа Макса Фрая и Дмитрия Дейча о "непостижимом и неопределенном"

Прочитала и задумалась. Пожалуй, именно по такому критерию я неосознанно и делю книги на те, которые буду читать (и, вероятно, перечитывать, где "пере" больше двух раз), и те, которые пролистаю и оставлю нечитанными. (Есть еще одна категория книжек, которые я не выпущу из рук - такие, где со вкусом рассказывается о простых радостях жизни. Но они либо за гранью деления на хорошие и плохие, либо всегда хорошие, поэтому тут не о них.)

И вот что интересно - такая "хорошесть" книги вовсе не означает молочных рек, кисельных берегов и щедро отсыпанных хэппи-эндов. Самый яркий пример книги, где показан такой смысл и подчеркнуто, что неудачных судеб не бывает, и всякая жизнь - сокровище, но хэппи-энда нет и в помине - Торнтон Уайлдер "Мост короля Людовика Святого". Жизнь каждого из героев отматывается назад от точки невозврата, расплетаются клубки взаимодействий с другими героями, и становится понятно - всё было не зря, а то, что на первых страницах воспринимается как проявление зла, в действительности оказывается смыслом.

И чаще всего - за книгой, в кино или наблюдая за жизнью своей и окружающих - я хочу того же, чего хотел герой Эрленда Лу в "Наивно. Супер" - обрести чувство, что все как-то связано и должно хорошо кончиться.

Надо перебрать книжки на полках и полумать над каждой - проходит ли она по этому критерию?

Комментариев нет:

Отправить комментарий