среда, 30 сентября 2009 г.
Вера,Надежда,Любовь и София(30 сентября)
Шел 137 год от Рождества Христова. Римской империей правил тогда император Адриан, который слыл покровителем изящных искусств и вообще относительным либералом. Гонениями на христиан он особенно не увлекался - от них требовалось лишь одно: не говорить о своей вере открыто, не порицать языческих богов и вообще, как говорится, - не высовываться.
Но когда от миланского наместника Антиоха пришло сообщение, что живущая в Милане некая вдова по имени София и три ее малолетние дочери открыто исповедают Христа, император решил, что нужно отреагировать. Он подумал, что женщину и трех девчонок будет достаточно припугнуть, чтобы они тут же отреклись от своей веры и принесли жертву языческим богам. Приближался праздник богини Артемиды, и император решил, что публичное отречение христианок послужит хорошим уроком их единоверцам и укрепит авторитет языческих богов.
София с детства была убежденной христианкой и не мыслила себе иной веры. Своих трех дочерей, которых она назвала именами основных христианских добродетелей - Верой, Надеждой и Любовию, - София тоже воспитала христианками.
Во враждебном языческом окружении девочки вместе с матерью бесстрашно исповедали веру во Христа, и если их подруги потихоньку начинали мечтать о красивых и богатых земных женихах, то Вера, Надежда и Любовь твердо верили, что для них может быть лишь один жених - Жених Небесный, Христос.
Когда за ними пришли, чтобы везти их, по приказу императора, на судилище в Рим, Вере было 12 лет, Надежде 10, а Любови - 9, то есть они были, по-церковному говоря, отроковицами (в церкви принято детей до 7 лет называть младенцами, с 7 до 14 - отроками и отроковицами, а дальше, до вступления в брак, - юношами и девами). София сразу поняла, что им предстоит, но была готова перенести все и лишь беспокоилась о детях - но не об их жизнях, а о том, чтобы угрозами и пытками не заставили бы их отречься от Христа. Для глубоко верующей христианки тех времен это было самым страшным - ведь это означало вечное погубление души! София всю дорогу, пока их везли в Рим, говорила с дочерьми, стараясь укрепить их в вере и подговить к грядущим испытаниям, но девочки успокоили ее, сказав, что они готовы ко всему, но от своей веры не отрекутся.
Когда София с дочерьми предстали перед императором, тот был поражен их спокойствием.
Казалось, они пришли не на судилище, а на праздник - так светлы и радостны были их лица. Вдова и дети, кроме того, были очень красивы, что не мог не оценить эстет Адриан. «Зачем ты губишь себя и дочерей? - спросил император. - Ты еще молода и красива. Отрекись от своей глупой веры, останься при моем дворе - и я выдам тебя замуж за богатого и знатного человека - таких много среди моих придворных, а дочерям твоим, когда они подрастут, тоже найдутся хорошие мужья». Но София и девочки молчали, и только губы их шевелились - они творили молитву.
Император решил сначала по-хорошему склонить упрямых христианок к отречению. Он отдал приказ - и Софию с дочерьми поселили в доме знатной и богатой римской патрицианки, тоже вдовы, женщины умной и просвещенной. Там они прожили неделю.
Патрицианка ласково приняла гостей, развлекала их и ублажала, всячески стараясь продемонстрировать, как хорошо живется тем, кто находится в милости у императора. Каждый вечер в ее доме собиралось блестящее общество, там были лучшие римские философы, художники, поэты, музыканты, просто галантные кавалеры.
Звучала музыка, читались любимые стихи, велись умные разговоры на различные темы. Но София и девочки отказывались от участия в этих сборищах; они были всего лишь вежливы с хозяйкой, но проводили все время в своей комнате в молитве, а осторожные попытки знатной дамы начать уговоры об отречении сразу твердо пресекли, сказав, что это они вообще не желают обсуждать.
Патрицианка доложила императору, что все ее попытки склонить христианок к отречению были тщетны. Тогда Адриан вновь велел привести Софию с дочерьми к нему и начал уже угрожать мучениями и казнью. Указывая на статую богини Артемиды, император сказал Софии: «Если вы сейчас же не согласитесь принести жертву богине, я прикажу пытать твоих дочерей у тебя на глазах». «Что вы на это скажете?» - обратилась София к дочерям. «У нас есть один Бог Небесный, - ответили они императору, - его детьми мы желаем остаться, а на твоих идолов-богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради Господа нашего Иисуса Христа». Адриан пришел в ярость: он ожидал легкой победы над христианками - подумаешь, робкая вдова и малолетние девчонки! - и вдруг такое упрямство, такая стойкость.
И император отдал приказ пытать девочек. Трудно даже читать в житиях, каким пыткам подвергали несчастных - нужно было, действительно, озвереть, чтобы так пытать детей. Первой стали мучить Веру - ее избивали железным палками так, что от ее тела отделялись куски плоти; отрезали ей соски, положили на раскаленную железную решетку, кинули в котел с кипящей смолой. Но среди всех этих страшных мучений Господь поддерживал мученицу: раны ее тут же заживлялись, а кипящая смола в котле остыла и не причинила девочке никакого вреда. Умертвить ее удалось, только лишь отрубив голову. Перед смертью Вера сказала: «Я с радостью умираю за Господа моего Иисуса Христа» - и смиренно склонилась под меч палача.
Все это время ее сестры и мать, София, стояли и смотрели на мучения Веры. Но страха не было на лицах Надежды и Любови, а София шептала им слова ободрения, убеждая не бояться и смело идти на муки временные ради Жизни Вечной.
Надежду также жестоко избивали, стругали ее тело железными крючьями, засунули в разожженную печь. Но от язв на теле святой мученицы исходило благоухание, а все пытки переносила она без видимых страданий. Ее также усекли мечом.
Осталась последняя дочь, Любовь. Император велел подвести ребенка к себе, погладил ее по голове и сказал: «Девочка, убеди свою мать не упрямиться, ты ведь одна осталась у нее! А я тебе дам все, что ты захочешь - и красивую одежду, и новые игрушки, и всякие лакомства, поселю вас в хорошем доме.» Но Любовь, по-взрослому глядя в глаза мучителю, сказала: «Напрасно прельщаешь ты меня благами земными - вслед за сестрами хочу я идти к прекрасному Жениху моему - Христу. А моей матери будет неизмеримо горше, если я поддамся на твои уговоры - ей желаннее видеть меня мертвой, нежели предавшей Христа».
Тогда, по приказу императора, Любовь привязали к колесу и стали бить палками, пока тело ее не превратилось в сплошную рану, а земля под колесом не пропиталась кровью. И лишь удар мечом, отсекший голову девочки, прервал ее мучения.
София стояла и молилась, ожидая свой черед. Но император повернулся к ней, издевательски ухмыльнулся и сказал: «А тебя я не трону. Возьми, что осталось от твоих дочерей, иди, куда хочешь, и знай, что это ты убила своих детей!». «Благодарю тебя, император, что позволяешь мне похоронить моих детей, - отвечала София, - а кто виноват в их смерти - пусть судит Господь». С этими смиренными словами София взяла останки дочерей и удалилась из дворца. Она похоронила дочерей за городом и, не сходя с места, три дня и три ночи молилась у их могилы. Там она и скончалась от горя, терзавшего ее материнское сердце. Благочестивые христиане похоронили ее в могиле дочерей.
Через какое-то время мощи святых мучениц были обретены нетленными,
и с 777 года они покоятся во Франции, в церкви города Эшо провинции Эльзас.
Говоря о мученичестве Веры, Надежды и Любови нужно не забывать, что его мужественно претерпели дети - девочки, не достигшие даже подросткового возраста. Церковью прославляются и другие дети-святые, есть среди них и мученики - благоверный царевич Димитрий, святой царственный страстотерпец цесаревич Алексей и другие. Но подвиг Веры, Надежды и Любови, конечно, особый. И, разумеется, этот подвиг был совершен во многом благодаря воспитанию, полученному отроковицами от матери.
Нам сейчас, пожалуй трудно понять и принять подвиг святой Софии, обрекшей своих дочерей на мучения и смерть ради Христа. Кто-то скажет: «Фанатизм!». Но так было - такова была вера тех людей, первых христиан, которые считали, что самым их близким и дорогим людям будет лучше, если они пройдут любые мучения и смерть, но воссоединятся со Христом в Раю. Веру такой силы, полноты и чистоты трудно даже представить. Такой подвиг дается нелегко - недаром София, сама не претерпевшая мучений физических, скончалась от безмерных мучений душевных и вместе с дочерьми причислена к лику святых мучениц.
Святой мученице Софии молятся о правильном, христианском воспитании детей, о единомыслии детей и родителей, а святым мученицам Вере, Надежде и Любови молятся о твердости в вере, о способности в самых безнадежных обстояниях уповать, то есть надеяться, на милость Божию, и - главное - о непрестающей христианской любви к Богу и к ближнему. Имена всех четырех мучениц говорят сами за себя. София - значит «Мудрость», и только настоящая Мудрость может быть матерью трех главных столпов христианства - Веры, Надежды и Любви.
Я хочу, чтобы вы посмотрели внимательно на одну картину.
Это Виктор Васнецов - фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве, триптих «Радость праведных о Господе». Причастен «Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала» поется на службах, посвященных мученикам. На картине изображены праведники, - в том числе и мученики, - стремящиеся к вратам Рая. Праведников сопровождают Ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. В левой части картины - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их матерь София.
Именно здесь хорошо видно, как нелегко дался мученицам их подвиг: как испуганно они льнут к матери, как бы не веря, что все мучения уже позади, и какое глубокое страдание написано на лице Софии - страдание матери, увидевшей смерть своих детей. Даже грядущее райское блаженство не в силах полностью это страдание стереть.
Дорогие друзья! Поздравляю всех именинниц - Вер, Надежд и Любовей - с Праздником!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий