четверг, 4 марта 2010 г.

На заре ты ее не буди



На заре ты ее не буди

Будучи молодым Афанасий Афанасьевич Фет служил в Херсонской губернии. Там он познакомился с дочерью серба, помещика Лазича, Марией. Она была талантливой пианисткой, подавала большие надежды. Молодые люди быстро прониклись друг к другу симпатией, казалось, дело идет к свадьбе, но Афанасий Афанасьевич сам будучи человеком небогатым не решился жениться на бесприданнице Марии. Вскоре он уехал, а через несколько дней после его отъезда произошла трагедия: Мария погибла при ужасных обстоятельствах. От свечи загорелось платье Марии, она в считанные секунды обгорела, погибла. Было это самоубийство или же роковая случайность - не известно. Умирая она все повторяла: "Не он виноват, а я".

Марии Лазич Фет посвятил множество стихотворений - одно из них - "На заре ты ее не буди", ставшее впоследствии знаменитым романсом. Да и в других стихотворениях Афанасия Афанасьевича зачастую присутствует огонь, смерть юной девушки, расставание.

wmode='transparent' flashvars='dataurl=et0535'/>

фантазия Брамса "Русский сувенир" на тему романса Варламова "На заре ты ее не буди"

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать?

Ведь снова не пойму я ни одной страницы -

И яркий белый свет начнет в глазах мелькать,

И ложных призраков заблещут вереницы.

За что ж? Что сделал я? Чем грешен пред тобой?

Ужели помысел мне должен быть укором,

что так язвительно смеется призрак твой

И смотрит на меня таким тяжелым взором?

1854

Давно ль под волшебные звуки

Носились по зале мы с ней?

Теплы были нежные руки,

Теплы были звезды очей.

Вчера пели песнь погребенья,

Без крыши гробница была;

Закрывши глаза, без движенья,

Она под парчою спала.

Я спал... над постелью моею

Стояла луна мертвецом.

Под чудные звуки мы с нею

Носились по зале вдвоем.

1842

Свеж и душист твой роскошный венок,

Всех в нем цветов благовония слышны,

Кудри твои так обильны и пышны,

Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок,

Ясного взора губительна сила, -

Нет, я не верю, чтоб ты не любила:

Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок,

Счастию сердце легко предается:

Мне близ тебя хорошо и поется.

Свеж и душист твой роскошный венок.

1847

Недвижные очи, безумные очи,

Зачем вы средь дня и в часы полуночи

Так жадно вперяетесь вдаль?

Ужели вы в том потонули минувшем,

Давно и мгновенно пред вами мелькнувшем,

Которого сердцу так жаль?

Не высмотреть вам, чего нет и что было,

Что сердце, тоскуя, в себе схоронило

На самое темное дно;

Не вам допросить у случайности жадной,

Куда она скрыла рукой беспощадной,

Что было так щедро дано!

1846

Не отходи от меня,

Друг мой, останься со мной!

Не отходи от меня:

Мне так отрадно с тобой...

Ближе друг к другу, чем мы, -

Ближе нельзя нам и быть;

Чище, живее, сильней

Мы не умеем любить.

Если же ты - предо мной,

Грустно головку склоня, -

Мне так отрадно с тобой:

Не отходи от меня!

1842

Комментариев нет:

Отправить комментарий