воскресенье, 20 сентября 2009 г.

точно музыка, и я выйду из своего убежища.

 Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

...  Вот тут-то и появился Лис.

     - Здравствуй, - сказал он.

     - Здравствуй,  - вежливо  ответил Маленький  принц и  оглянулся, но

никого не увидел.

     - Я здесь, - послышался голос.

  - Под яблоней...

     - Кто ты?  - спросил Маленький принц.

   - Какой ты красивый!

     - Я - Лис, - сказал Лис.

     -  Поиграй  со  мной,  -  попросил  Маленький  принц.

    -  Мне  так грустно...

     - Не могу я с тобой играть, - сказал Лис.

  - Я не приручен.

     - Ах, извини, - сказал Маленький принц.

     Но, подумав, спросил:

       - А как это - приручить?

     - Ты не здешний, - заметил Лис.

  - Что ты здесь ищешь?

     - Людей ищу, - сказал Маленький принц.

  - А как это - приручить?

     - У людей есть ружья, и  они ходят на охоту. Это очень  неудобно! И

еще они разводят кур. Только этим они и хороши.  Ты ищешь кур?

     -  Нет,  -  сказал  Маленький  принц.  

  -  Я ищу друзей. А как это - приручить?

     -  Это  давно  забытое  понятие,  -  объяснил Лис.  

  - Оно означает:создать узы.

     - Узы?

     - Вот именно, - сказал Лис.

  - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик,  точно  такой же,  как сто тысяч других мальчиков.  И ты мне не нужен.  И я тебе тоже не нужен.  Я для тебя всего только  лисица,  точно

такая  же,  как  сто тысяч других лисиц.  Но если ты меня приручишь,  мы

станем нужны друг другу.  Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для тебя один в целом свете...

     -  Я  начинаю  понимать,  -  сказал  Маленький  принц.

 - Была одна  роза... наверно, она меня приручила...

     - Очень  возможно, -  согласился Лис.  

 - На  Земле чего  только не бывает.

     - Это было не на Земле, - сказал Маленький принц.

     Лис очень удивился:

     - На другой планете?

     - Да.

     - А на той планете есть охотники?

     - Нет.

     - Как интересно! А куры есть?

     - Нет.

     - Нет в мире совершенства! - вздохнул Лис.

     Но потом он вновь заговорил о том же:

     - Скучная у меня  жизнь.  Я охочусь  за курами, а люди  охотятся за

мною.  Все  куры  одинаковы,  и  люди  все  одинаковы.   И  живется  мне

скучновато.   Но  если  ты  меня  приручишь,  моя  жизнь  словно солнцем

озарится.   Твои шаги  я стану  различать среди  тысяч других.  Заслышав

людские шаги, я всегда убегаю и прячусь.  Но твоя походка позовет  меня,

точно музыка, и  я выйду из  своего убежища. И  потом - смотри!  Видишь,

вон там, в полях, зреет пшеница?  Я не ем хлеба.  Колосья мне не  нужны.

Пшеничные поля  ни о  чем мне  не говорят.   И это  грустно!   Но у тебя

золотые волосы.  И как чудесно будет, когда ты меня приручишь!   Золотая

пшеница  станет  напоминать  мне  тебя.  И  я полюблю шелест колосьев на

ветру...

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.  Потом сказал:

     - Пожалуйста... приручи меня!

     - Я  бы  рад,  -  отвечал  Маленький  принц,  -  но у меня так мало

времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

     - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис.   -

У людей  уже не  хватает времени  что-либо узнавать.   Они покупают вещи

готовыми в  магазинах.   Но ведь  нет таких  магазинов, где торговали бы

друзьями, и потому люди  больше не имеют друзей.   Если хочешь, чтобы  у

тебя был друг, приручи меня!

     - А что для этого надо делать?  - спросил Маленький принц.

     - Надо запастись терпеньем, - ответил Лис.

 - Сперва сядь вон  там,поодаль, на траву -  вот так. Я буду  на тебя искоса поглядывать,  а ты

молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым  днем садись

немножко ближе...



 ...Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

     - Лучше приходи всегда в один и тот же час,  - попросил Лис.

 - Вот, например,  если  ты  будешь приходить в четыре часа,  я уже с трех часов

почувствую себя  счастливым.  И  чем  ближе  к  назначенному  часу,  тем

счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю

цену счастью!  А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю,

к какому часу готовить свое сердце... 

    

 ... Так Маленький принц приручил Лиса.  

    И вот настал час прощанья.

     - Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

     - Ты сам  виноват, - сказал  Маленький принц.

  - Я ведь  не хотел,чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

     - Да, конечно, - сказал Лис.

     - Но ты будешь плакать!

     - Да, конечно.

     - Значит, тебе от этого плохо.

     - Нет, - возразил  Лис, - мне хорошо.   Вспомни, что я говорил  про

золотые колосья.

     Он умолк. Потом прибавил:

     -  Поди  взгляни  еще  раз  на  розы.   Ты поймешь, что твоя роза -

единственная в  мире.   А когда  вернешься, чтобы  проститься со мной, я

открою тебе один секрет.  Это будет мой тебе подарок.

     Маленький принц пошел взглянуть на розы.

     - Вы  ничуть не  похожи на  мою розу,  - сказал  он им.   - Вы  еще

ничто.   Никто вас  не приручил,  и вы  никого не  приручили.  Таким был

прежде мой Лис. Он ничем не отличался  от ста тысяч других лисиц.  Но  я

с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.

     Розы очень смутились.

     - Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц.  - Ради  вас

не  захочется  умереть.   Конечно,  случайный  прохожий, поглядев на мою

розу, скажет, что  она точно такая  же, как вы.  Но мне она  одна дороже

всех вас. Ведь это  ее, а не вас  я поливал каждый день.   Ее, а не  вас

накрывал  стеклянным  колпаком.   Ее  загораживал  ширмой,  оберегая  от

ветра.   Для нее  убивал гусениц,  только двух  или трех  оставил, чтобы

вывелись  бабочки.   Я  слушал,  как  она  жаловалась  и как хвастала, я

прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.

     И Маленький принц возвратился к Лису.

     - Прощай... - сказал он.

     - Прощай,  - сказал Лис.  - Вот мой секрет,  он очень прост:  зорко

одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

     - Самого главного глазами  не увидишь, - повторил  Маленький принц,

чтобы лучше запомнить.

     - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

     - Потому  что я отдавал ей всю душу...  - повторил Маленький принц,

чтобы лучше запомнить.

     - Люди  забыли  эту истину,  - сказал Лис,  - но ты не забывай:  ты

навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

     -  Я  в  ответе  за  мою  розу... - повторил Маленький принц, чтобы

лучше запомнить...

   Я долго ждал. Он словно бы приходил в себя.

     - Ты напугался, малыш...

     Ну еще бы не напугаться! Но он тихонько засмеялся:

     - Сегодня вечером мне будет куда страшнее...

     И снова меня оледенило  предчувствие  непоправимой  беды.  Неужели,

неужели я никогда больше не услышу, как он смеется? Этот смех для меня -

точно родник в пустыне.

     - Малыш, я хочу еще послушать, как ты смеешься...

     Но он сказал:

     - Сегодня ночью исполнится год.  Моя звезда станет как раз над  тем

местом, где я упал год назад...

     - Послушай, малыш, ведь все это  - и змея, и свиданье со  звездой -

просто дурной сон, правда?

     Но он не ответил.

     - Самое главное - то, чего не увидишь глазами... - сказал он.

     - Да, конечно...

     - Это как с цветком.  Если любишь  цветок,  что  растет  где-то  на

далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

     - Да, конечно...

     - Это  как  с  водой.  Когда ты дал мне напиться,  та вода была как

музыка, а все из-за ворота и веревки... Помнишь? Она была очень хорошая.

     - Да, конечно...

     - Ночью ты посмотришь на звезды.  Моя звезда очень маленькая, я  не

могу ее тебе показать.  Так лучше. Она будет  для тебя просто -  одна из

звезд.   И  ты  полюбишь  смотреть  на  звезды...  Все  они  станут тебе

друзьями.  И потом, я тебе кое-что подарю...

     И он засмеялся.

     - Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеешься!

     - Вот это и есть мой подарок... это будет, как с водой...

     - Как так?

     - У каждого человека свои звезды.  Одним - тем,  кто странствует, -

они указывают путь.  Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых

они - как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но

для  всех  этих  людей  звезды - немые.  А у тебя будут совсем особенные

звезды...

  - Как так?

     - Ты посмотришь ночью на небо,  а ведь там будет такая звезда,  где

я живу, где я смеюсь, - и  ты услышишь, что все звезды смеются.   У тебя

будут звезды, которые умеют смеяться!

     И он сам засмеялся.

     -  И  когда  ты  утешишься  (в  конце концов всегда утешаешься), ты

будешь рад, что знал меня когда-то.  Ты всегда будешь мне другом.   Тебе

захочется посмеяться со мною.   Иной раз ты вот  так распахнешь окно,  и

тебе будет приятно... И твои друзья станут удивляться, что ты  смеешься,

глядя на  небо. А  ты им  скажешь: "Да,  да, я  всегда смеюсь,  глядя на

звезды!" И они подумают,  что ты сошел с  ума. Вот какую злую  шутку я с

тобой сыграю.

     И он опять засмеялся...

Комментариев нет:

Отправить комментарий