вторник, 3 марта 2009 г.

А я все кино смотрю, смотрю.

Бывает так - зацепит одно, и начинаешь искать - а еще что на эту тему есть? Фильмы, книги, критика, рисунки - все давай, все тащи, все интересно.

Скачиваю фильмы по Достоевскому. Не все Федора Михайловича любят читать - а я вот люблю. Правда, читала-то последний раз давно, лет пять назад, да еще "Идиота" в 2006 году посмотрела. И так мне понравился "Идиот" с Мироновым, что я и в ЖЖ тогда писала, и сны даже видела какие-то.

Я тогда повторяла мантру: "Вы ни в чем не виноваты, Настасья Филипповна, а я вас обожаю". Мне казалось, что князь мой со мной. Ничего не вышло, конечно, да и пустое это теперь. Я не про Сергея говорю, я другое тогда думала, а потом и совсем забыла.

Вот, скачав, пересмотрела. Хорошо. Тогда скачала еще "Преступление и наказание", сериал новый. Посмотрела. Спешу поделиться впечатлениями от этой киноленты, кто ее видел?

Первое: Да. Но все равно понравилось.

Что понравилось? А как актеры играют. Ну, и что, что главный герой все время то шепчет, то орет. Ну и что, что банальна такая игра. А Раскольников, может, такой и был. Зато лохмат, носат и на Макса похож. Мой друг Макс - тот еще Раскольников, настоящий Раскольников-Раскольников, только что не пошел путем убийства. А себя ел, как же, еще и как он себя ел.

Я сама-то - не Настасья Филипповна никакая, поэтому мне князя не полагается. Раскольников я.

Наверное, Порфирий Петрович мог бы поправить путь мой, поговорить, убедить мог бы.

А вы думаете, Сонечка Мармеладова Родиона Романыча спасла? Фигу. Это Порфирий сделал. Необычайный человек. Как он это. "Гемморой-с!" - тоже мне, чиновная крыса. Притворщик. Да кто поверит, что ты крыса. Волк, он волк и есть. Даже старый и облезлый. Даже на казенной квартире. Он же настоящих злодеев видел много. А из Роди впоследствии мог и страшенный злодей вырасти. Пережил бы Родя свою рефлексию - и пошел бы бомбы взрывать. Для идеи.

Вот от чего Порфирий его спас. А не от самоубийства. Стал бы Раскольников самоубиваться - вот щасс! И не от большого каторжного срока. Если б Раскольникова ПОЙМАЛИ, он бы для себя вышел мученик, а когда такой человек себя мучеником считает, что угодно из него может вылупиться.

Так вот. Когда я в титрах увидела фамилию "Панин", я сразу и поняла: этот Порфирия играть будет. Кузнецов, скорее всего, Мармеладова, а Панин Порфирия Петровича. Так оно и вышло.

Да, Панин идеальный Порфирий Петрович. Настолько роль эта ему годится, с этой его манерой говорить быстро, с придыханием, с лицом его характерным, с послужным списком милицейских ролей - что я даже подумала, а ведь и не парился режиссер. Не искал, не подбирал. Пошел по простому пути - Панина позвать, и дело с концом.

Я когда "Преступление" перечитывала, мне все такой, как Панин, мерещился. Знала уже актера? Вроде нет. Бригаду-то я не смотрела еще.

Ну вот, заштампованность, банальность мне и не понравилась.

Улица Петербурга. Сразу же - проститутки, проститутки. В распущенных корсетах, в платьях открытых. Ну показал ты их раз - ну что ты их видеорядом пускаешь всю дорогу? Господин режиссер! Мы уже все поняли! Да что у вас - как улица, так шлюхи и пьяные. Приличных людей из-за них и не видно вовсе. Да ведь не только шлюхи и пьяные по Питеру-то ходили, подумайте сами! Это Раскольников только их и видит!

Атмосфера атмосферой, но ведь и меру надо знать. А меры нету. И такие пьяные, и такие, и эдакие. И такие девки, и вот эдакие. Такое ощущение осталось, что при каждом новом показе улицы Петербурга позади одна и та же массовка идет:

"Таак, внимание, снимаем сцену на улице! Раскольников готов? Пошел! А где девочки? Так, девочки пошли, пьяные пошли! И лошадь, лошадь пустите на задний план! Снимаем!"

Потом мелочи. Вот Дуня взяла у Свидригайлова ключ и выбежала из комнаты. А отпереть-то? Такой большой ключ, такие замки старинные - обязательно нужно было задержаться и отпереть! А Дуня как бы сквозь двери вышла. Ключ, видать, абстрактный был, показать дверям, они и откроются. И

Женщина, что с моста бросилась. Бросилась, в воду упала - и сразу поплыла лицом кверху. Когда ж она захлебнуться-то успела?

Катина Ивановна - замечательно. Все я, пока читала, не могла понять: о каком врожденном благородстве речь? Ведь истеричка, кричит все время да бранится! Вот и увидела. Те же слова, из книги - но нараспев, потихоньку, "немецкая ты куриная нога в кринолине." Да, в этом было достоинство.

"Куриная нога" опять-таки по-новому увиделась. Я ее надменной представляла, злющей теткой. А по сути, они же у нее без денег живут, и ее же все время подкалывают, подначивают, оскорбляют. А она ведь и языка-то толком не знает. Ей же непонятны эти люди, она простая немка, с немецкой аккуратностью - ну вот держит она эту общагу. Постоянно занимается, вынуждена заниматься, знаться с теми, кого она понять не в состоянии! Старается быть справедливой, и что бы - аккуратно и порядок. При этом ей одиноко, она пытается ТОЖЕ СВОЕЙ показаться. В разговоре поучаствовать. ( "Чтобы было в пансион красивое белье!" - вставила пять копеек. Она таким образом место свое найти старается) "Благородный дам не могут прийти к неблагородны дам!" - мне казалось, когда я читала книгу, что гадкая капиталистка в лицо это Катерине Ивановне бросила. А она ведь. просто сказала то, что есть. По факту. Ну не могли никакие порядочные дамы прийти в дом, где живет (бывает) проститутка. При всем даже сочувствии. И Амалия Людвиговна тоже сочувствует. Актриса играет растерянность - "Я пытался, позваль. но. благородный дам не могут прийти к неблагородный дам." Она ж и не сказал бы эту правду - но раз спрашивают - что же ей делать? Она и объяснила, как есть.

Свидригайлов. Да, первый раз в жизни мне понравился Балуев. Вообще-то я его терпеть не могу. Но Свидригайлов - только он. Плакала даже. Жалко его было. Хоть и подлец, и подонок.

Разумихин тоже понравился мне очень. Не помните, в старом варианте не Баталов ли его играл? Но и этот парень все правильно сделал, да, и ближе мне даже. Знаете, он сегодняшний какой-то. Не знаю, как объяснить.

Финал смазали. Во-первых - что за компьютерные эффекты? Да разве так сложно в Омск съездить и отснять финал? Сидят Соня и Раскольников на горочке из папье-маше, народный хор мужиков чего-то поет, а вокруг снега и деревья, явно пущенные через компьютер. Прекрасно.

А он летом, кажется, очнулся. И очнулся же! Очнулся - вот каков финал и замысел. А у режиссера выходит, что все, до чего Раскольников додумался - это, что покаялся зря, и что он таки тварь дрожащая и права не имел. А ведь Раскольников как раз в каторге очнулся, выздоровел, понял самое главное! Ошибки свои понял - и что себя наказывать за них не надо, не надо - и это понял.

Что он кровь пролитую уже искупил, и впереди жизнь новая.

Покаяние - это ведь не совсем то. Это не когда себя по башке колотят: как же я, гнида такая, как мог! Это когда стадию "по башке" ты прошел, понял, что ошибался, и жизнь новая теперь! Все, это отсохло, отпало, проехали. Не будешь более, потому, что осознал - это не та дорога, не путь. И дальше, дальше жить - МОЖНО! А пока себя жрешь, это - не покаялся, это гордыня. Вот я какой, нагадил и себя на этой куче убиваю - так убиваю, а теперь вот так убиваю. Смотри на меня, незримое око, вот я какой.

Это не покаяние, а те же компьютерные эффекты, не более.

Правильно Свидригайлов сказал: вам воздуху, воздуху! И Порфирий то же говорил. Звучит банально и цинично, но. свежий воздух и физический труд Раскольникову и помогли. Ну, а баз Сони, конечно, не было бы такого чуда, это я спорить не буду.

А вот пока смотрела, подумала: что у нас нового в жизни есть, чего у них не было - понятно. Мобильные телефоны, радио, компьютеры, авто. ууу, много. А что тогда уже было, и что до нас неизменным дошло?

Тарелки дешевые с узорами - сейчас посуда разная, но лет пятьдесят назад такие же и были. И мебель в стиле "бидмейер" до сих пор кое-где стоит. Планировка подъездов похожая - а в Питере дома-то те же, поди? Только печное отопление на батареи поменяли, да газовые светильники на лампы электрические?

Одежда в принципе похожая. Поезда по сути неизменны остались (это я уже "Идиота" вспоминаю). Про страсти я вообще молчу. Давайте подумаем - что у нас осталось от прежнего, чем пользуемся мы по сей день? Вакса для ботинок? А еще? Сбруя лошадиная точно не изменилась (кроме материалов) - но лошадей теперь мало.

Вот такие мои кинопросмотры. С изумлением и хохотом обнаружила кучу вариантов "По Достоевскому" из заграницы. Куросава снял "Идиота" - на японский лад. Мало того, что он Куросава, так еще и по Достоевскому! Это, наверное, очень мрачное кино.

Еще американский фильм-мелодрамма "Братья Карамазовы" с Юлом Бриннером и - внимание! Хэппи-эндом! Буду смотреть. Должна же я как-то веселиться, кроме пива с Ляной. Вы представляете себе хеппи-енд в "Братьях Карамазовых"? Вот! А американцы не только представили, но и сняли.

Потом наших "Карамазовых" с Лавровым и Ульяновым, потом думаю старое "Преступление и наказание" смотреть и старого "Идиота" с Яковлевым. Яковлев - Мышкин! Как такое может быть? Яковлев - царь Иван грозный, Яковлев - Ипполит, и он же - Мышкин? Как это работает? Воистину. гениальным надо быть актером.

Пока не хочу смотреть, потому, что после Миронова душа не примет. Напоследок оставлю.

Ну и, как у меня теперь тут есть много народу, повторю свой вопрос, который задавала в те времена, когда в моем ЖЖ было шестьд6есят с чем-то френдов.

Настасья Филипповна или Аглая?

Не думайте, не переспрашивайте, что я имею в виду. Как сами вопрос поняли, так и отвечайте. Как у вас это на сердце. Та? Или другая?

Комментариев нет:

Отправить комментарий