среда, 1 апреля 2009 г.

Издательское дело

Издательское дело - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции (БЭС). Это давно утвердившаяся сфера деятельности, которая не только дает нам возможность получения информации, но и удовлетворяет эстетические и духовные потребности человека. Кто-то уверен, что это понятие возникло еще несколько тысяч лет назад, другие определяют возраст издательского дела в пятьсот лет, третьи считают, что оно появилось на свет в конце девятнадцатого века. Все зависит от того, что считать точкой отсчета: первые записи, сделанные на папирусе или выбитые на каменных табличках, появление печатных изданий Иоганна Гутенберга или изобретение наборной строкоотливной машины. Производственные технологии издательского дела меняются, но созидающая сила, которая позволяет появиться на свет изданиям самых различных типов, остается неизменной.

"Техника (от греческого techne - искусство, ремесло, мастерство) - совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Термин "техника" часто употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники применяются при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследовании природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности. Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики, компьютерной техники и др. Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и исследованиях".

"Технология (от греч. techne - искусство - мастерство, умение и ...логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса". Такие определения предлагает БЭС.

Если говорить о производстве периодических изданий, то понятия "техника" и "технология" нередко различают как процесс и науку, изучающую закономерности этого процесса. Однако на определенном уровне эти понятия часто смешиваются, или разделяются предметно: под технологией подразумеваются сами процессы, а техника непосредственно обозначает оборудование, машины, эти процессы осуществляющие.

В издательском деле все виды деятельности делятся на две большие группы: дела производственные и дела творческие. Поэты, прозаики, ученые и журналисты используют печатные страницы, чтобы донести до широкого читателя свои мысли. Художники, редакторы, корректоры, верстальщики, дизайнеры, а также большое количество технических специалистов, превращают творческое воображение авторов в законченный продукт - предмет купли-продажи. Нельзя сбрасывать со счетов и третью группу - менеджеров по распространению, - специалистов, которые продумывают и организовывают пути доставки печатной продукции основному потребителю - читателю.

В последние годы в технологии полиграфического производства печатной продукции, а также в редакционной подготовке изданий, произошли революционные изменения. Появление современной техники в редакциях, а также обновление технологий самого полиграфического производства существенно изменило работу издательств и редакционных работников. Техническая база отечественной полиграфии не менялась до этого в течение многих десятилетий, а теперь стремительно уходит в прошлое. Освоение современного оборудования продиктовано и объективными процессами изменения системы СМИ, в числе которых быстрый количественный рост изданий, сокращение сроков их подготовки, резкое снижение тиражей. Некоторая часть работающих в типографиях высококлассных специалистов не смогла вписаться в прогрессивный процесс. В то же время появилось много специалистов, отлично разбирающихся в электронной технике, но совершенно не знакомых с традициями отечественной оформительской школы. Отсюда возник процесс общего падения издательской культуры, который сейчас находится в завершающейся стадии. Та и другая часть специалистов пытаются восполнить свои знания и умения и постепенно приходят к достаточному уровню профессионализма.

Журналист создаёт произведение, качественный уровень которого оценит много людей - от редактора до читателей. Однако, прежде чем попасть к читателю, телезрителю, радиослушателю рукопись начинает свой путь с помощью техники, по технологическим цепочкам. Так же как любая продукция проходит огромный путь от производителя до потребителя, газета долго путешествует.

Технологию изготовления периодических изданий, также как производство любой другой продукции, можно разделить на этапы, которые будут аналогичны любому производству.

Этапы производства СМИ

1. Допечатный процесс (редакционный). Сопоставим с сырьевым этапом производства, когда происходит подбор ингредиентов.

2. Печатный (полиграфический). Можно сравнить с процессом непосредственного изготовления любого продукта от "теста до упаковки".

3. Послепечатный (экспедиционный). Аналогичен организации доставки продукции потребителю.

Необходимо подробнее остановиться на каждом из трех этапов.

Редакционный этап делится на шесть последовательных стадий.

1. Творческая работа - подготовка корреспондентами авторских материалов, обработка почты, создание содержательной модели номера (исполнители: отделы информации, культуры, спорта, политики и т.п. или отдельные журналисты, редакторы отделов и главный редактор).

2. Иллюстративная-- подбор или заказ рисунков, фотографий и т.п. (художественный отдел или соответствующие работники).

3. Набор текста - машинный либо компьютерный (наборщики).

4. Корректирование (корректор и ответственный секретарь).

5. Макетирование - подготовка макета, т.е. графического плана полосы (ответственный секретарь).

6. Верстка - процесс формирования газетных полос (верстальщики или специалисты газетного дизайна, исполнители 3-6 пунктов образуют технический отдел или отдел выпуска).

Полиграфический этап можно разделить на четыре стадии.

1. Монтаж - подготовка оригинала для полиграфического воспроизведения.

2. Формный процесс - изготовление печатной формы.

3. Печатный процесс - получение оттисков с печатной формы, тиражирование.

4. Фальцовочно-брошюровочный процесс - соединение отдельных страниц в готовую продукцию (фальцовка - сгибание в определенном порядке печатного листа).

Экспедирование (от лат. expeditio - приведение в порядок, поход) - это отправка рассылка газет на точки непосредственного распространения. В каждом конкретном случае она подразделяется на несколько таких точек, но в целом можно выделить основные:

* подписка (через УФПС - Управление федеральной почтовой службы)

* розничная торговля (через множество торговых организаций типа Информпечать, Союзпечать, Роспечать и т.п.)

* редакционные нужды (презентационные и авторские номера)

В практике организации современного производства полиграфической продукции все три этапа выполняют автономные организации (например: редакция, полиграфическое предприятие, цех экспедирования), между которыми сформирована целая система договорных отношений. Важно, чтобы процесс их взаимодействия шел бесперебойно и динамично. Представьте, как четко должны функционировать все винтики этого сложного организма для выпуска, например, ежедневной газеты. Перебои могут сказаться на потребителе информации, а в итоге повлияют на имидж издания.

Совсем недавно, до широкого распространения в редакциях издательских комплексов, техническую часть редакционного процесса брали на себя издательства, такая система еще сохранилась в некоторых районах, пока не оснащенных новой техникой. В последние годы технологии полиграфического производства и процессы редакционной подготовки изданий, цепочка взаимодействий между издательством и редакцией претерпела значительные изменения под влиянием современной техники и новых технологических схем полиграфического производства. Настольные издательские системы в корне изменили основы издательского дела: наборные процессы и изобразительный материал интегрировались в электронные страницы с дальнейшей возможностью вывода на цифровых устройствах. Редакционная подготовка периодической печати стала более оперативной, несмотря на то, что длинный ряд традиционных типографских процессов от набора до получения фотоформ, полностью переместились в отделы допечатной подготовки редакций газет и журналов.

Наряду с триединой системой взаимодействия, широко распространенной в наши дни, существуют отдельные редакционно-издательские комплексы, которые способны соединять в рамках одной организации деятельность всех трех этапов. Яркий пример тому - Издательство "Советская Сибирь", в котором существует и редакция, и полиграфическое производство, и база экспедирования. Однако, одна газета не способна полностью обеспечить эксплуатацию дорогостоящих печатных станков. Поэтому деятельность предприятия распространяется и на полиграфическое обслуживание многих газет, журналов, другой полиграфической продукции города и даже соседних регионов. В подобном режиме работают и другие типографии Новосибирска, причем объемы производства зависят от их материально-технической базы.

В зависимости от соотношения производственных процессов, можно выделить несколько типов предприятий, занимающихся выпуском периодических изданий:

* Редакция - административная единица системы СМИ, коллектив, созданный для подготовки и выпуска периодического издания (теле-, радиопрограмм) для массовой аудитории.

* Полиграфический комбинат - предприятие, осуществляющее полиграфические процессы (изготовление печатной формы, печать и отделка печатной продукции).

* Издательство - предприятие (гос., общ., частное), осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции. По видам выпускаемой продукции различают издательства книжные, книжно-журнальные, газетные и газетно-журнальные. Нередко издательства разрабатывают также тематические планы выпуска изданий, заказывают авторам литературные произведения или научно-техническую литературу, редактируют представленные рукописи и готовят их к полиграфическому производству, т.е. превращают рукопись автора в оригинал (в переводе с латинского означает подлинник, первоначальный).

Все оригиналы, подготовленные в печать, можно разделить на текстовые и иллюстрационные (изобразительные).

Текстовой оригинал представляет собой машинописную (в последние годы используется все реже) либо компьютерную распечатку (и/или электронную версию - текстовый файл формата *.txt, *.rtf, *.doc). Текст печатают на листах определенного формата (в основном А4) с одной стороны, с определенным количеством знаков в строке (обычно 60-70), с полуторным интервалом между строками, оптимальный кегль - 14 пунктов, наиболее приемлемый шрифт Times. Знаком считаются буквы, знаки препинания, цифры и пробелы между словами. Вокруг текста должны быть поля. В общей сложности на одной странице оригинала расположено в среднем 1600 - 1800 знаков.

Иллюстрационный оригинал - это рисунок, выполненный тушью, карандашом, краской, или чертеж, фотоснимок, оттиск, полученные полиграфическим путем. Изображение на иллюстрационном оригинале может быть выполнено различными техническими средствами, на бумаге или прозрачной пленке. В настоящее время широко распространены также оцифрованные иллюстративные оригиналы, полученные цифровым фотоаппаратом или отсканированные, а также выполненные в графических программах и с помощью дигитайзера (файлы формата *.jpg, *.tif, в отдельных случаях *.psd, *.cdr).

Несмотря на многообразие изданий, профессиональные обязанности в редакционной и производственной сферах распределяются стандартно. Авторы пишут тексты, редакторы готовят материалы к публикации, корректоры проверяют ошибки, художники и верстальщики решают, как должно выглядеть издание. Потом в работу включаются специалисты, которые, взаимодействуя с типографией, заботятся о том, чтобы в напечатанном издании не было искажения цвета, чтобы все страницы шли в нужном порядке и вид журнала или книги полностью соответствовал желанию издателя. Это очень кропотливая работа, которая требует точного соблюдения всех действий и особого внимания к деталям.

По мере того, как растет конкуренция на насыщенном рынке СМИ, важное значение приобретают тиражи. Сейчас даже наиболее престижные информационные издания обвиняют в популизме. Отходя от классического журналистского правила выбирать для освещения вопросы общественной значимости и подвергать их глубокому полноценному анализу, в погоне за тиражами печатные издания изменяют содержание и направленность материалов и их подачи, стараясь сделать СМИ более яркими, зрелищными. Страницы газет заполняются колоритными снимками и доступной информацией небольших объемов. Благодаря такой стратегии рейтинг газеты, соединяющей в себе черты телевидения, газеты и комикса, поднимается вверх. Но одновременно это вызывает резкое неприятие со стороны серьезного читателя. Редакторам приходится обращать внимание и на предпочтения читателей, и на тенденции развития рынка, и на другие требования времени.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий