вторник, 19 января 2010 г.

Легенда о Нараяме



Написано obozrenie Оригинальное сообщение Легенда о Нараяме, или Праздник стариков

«Жизнь есть жестокая борьба за существование, но побеждают в ней все равно доброта и человечность.» Этот, как сейчас говорят, слоган сопровождает рекламу фильма «Легенда о Нараяме» японского режиссера Сёхея Имамуры. Я не знаю, значит ли эта фраза что-то конкретное для рекламщиков, составлявших аннотацию, но она очень точно передает основное послание фильма.

 

Мне тогда было 10 лет. Фильм крутили в нашем поселковом ДК, и на него не пускали до 18 лет. Пошла моя сестра, которая всегда славилась  страстью к интеллектуальному кино. Она, собственно,  и привила мне вкус к кино. Я с жадностью впитывал ее рассказ о фильме и помню, как решил тогда обязательно посмотреть этот фильм, во что бы то ни стало.

Мне удалось его посмотреть позднее. И слава Богу! Это зрелище явно не для десятилетних пацанов. Фильм был выпущен на экраны в 1982 году. Сёхэй Имамура был учеником другого великого японского режиссера Ясудзиро Одзу. Свой  фильм Имамура снял по известным и отмеченным разными литературными наградами рассказам Ситиро Фукадзава «Нараяма Буси-ко» и «Тохоку Но Дзунматати». Действие происходит в XIX столетии в японской деревушке, пораженной голодом. Чтобы не умирать голодной смертью, жители ввели ритуал умерщвления бесполезных членов сообщества: новорожденных мальчиков просто убивали, а пожилых людей их собственные дети относили на вершину горы Нараяма и оставляли умирать. Орин  - женщина 69 лет должна умереть. Ее сын  не хочет выполнить ритуал, но того требует мать, верная традиции. Найдя жен своим детям, она начинает последний подъем на вершину, привязанной к спине сына. Это лишь сюжетная канва картины. Но самое главное остается за словами и видеорядом. Это необыкновенная притча о человечности и подвиге, о самопожертвовании и смысле жизни. Фильм снят необыкновенно красиво, в чем, безусловно, заслуга как режиссера, так и великолепного оператора Масао Тосидзава.  Кинокартина получила «Золотую пальмовую ветвь» на Международном кинофестивале в Каннах.

 

Фильм смотреть очень тяжело. Я помню, как не мог отойти от впечатления после просмотра целый месяц, возмущаясь тому, что же в нем сестра могла найти великолепного. Но через месяц. мне захотелось посмотреть его еще раз. Наверное, в этом и сила великого произведения искусства - заставлять задуматься над своей жизнью, показывать  то, на что обычно мы привыкли закрывать глаза. Уж больно все это некрасиво, уж больно неприлично, как-то не верится, что это творим мы, люди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий