суббота, 28 ноября 2009 г.

Я странен, а не странен кто ж, или Душевное здоровье нации.

И я не знаю каков процент

Сумасшедших на данный час,

Но если верить глазам и ушам -

Больше в несколько раз.

Виктор Цой

Вчера в нашем доме случился национальный праздник сумасшедших Норвегии. Началось всё с того, что я села дочитывать "Чистую воду" Роя Якобсена - и бросила её на половине. Больше всего я не люблю, когда во время чтения у меня возникает мысль: "а зачем я вообще это читаю?" Не то чтобы книга была из ряда вон плоха, вовсе нет - это обычный средний уровень. Дело происходит в глухом норвежском углу, главный герой - местный дурачок, которого никто не воспринимает всерьёз, но который, знамо дело, оказывается самым положительным персонажем. Насколько вообще можно говорить о положительности в книге, где герои напоминают бесплотные тени, и у каждой тени есть своё личное придурство. Не то, чтобы меня сильно пугала мысль о том, что весь мир - сумасшедший дом и только истинные безумцы чисты душой, просто я категорически не люблю упивания нездоровьем.

Потом нас угораздило посмотреть фильм. Понятное дело, норвежский. Свеженький, что называется, с пылу с жару - "Человек, который любил Ингве". Фабула проста до невозможности. Разбитной норвежский хлопец лет шестнадцати, у которого есть всё, что нужно для счастья - знойная дивчина и собственная группа, влюбляется, тем не менее, в другого хлопца. Дальше начинаются страдания юного Вертера. Причём страдания по непонятному поводу: то ли парня подкосил сам факт, то ли не знает, куда девать дивчину (хотя это как раз понятно - лучший друг наготове), то ли боится общественного осуждения - Бог весть. Обычные подростковые сопли, снятые режиссёром, так и не вышедшим из подросткового возраста, но уж больно хорош финал. Оказывается, предмет воздыханий юного Вертера - не совсем здоров. И благодаря оскорблениям и одновременным любовным признаниям укурившегося героя попадает по месту своего обычного пребывания - в дурку. Ну, князь Мышкин натуральный.

Лирическое отступление: есть у моей подруги простое и доступное определение того, чем искусство отличается от масскульта. У искусства есть смысл, у масскульта - только message (т.е. легко просчитываемый и лежащий на поверхности набор стереотипов, некая простая мысль, которая принимается массами за истину, но совершенно ей не является). Так вот, в славном норвежском продукте даже message от меня ускользнул, а это что-то да значит.

Наконец, вечером мы сходили на концерт. Нас честно предупредили, что замечательный норвежский пианист Лейф Уве Андснес выступает вместе с подельником, который покажет нам инсталляции. Но забыли предупредить, что, помимо всего прочего, сыграют ещё и некого "актуального" композитора, втиснув его между Шуманом и Мусоргским.

Удивить меня актуальным искусством сложно: после просмотра в музее безумного Мунка фильма некой тётеньки, которая перемалывала цыплячьи головы в миксере, а потом смачно выпивала полученный продукт (зрелище в высшей степени тошнотворное), не страшно уже ничего. Кроме полного отсутствия смысла. Я вовсе не за классическую музыку в накрахмаленных манишках, но никакой цели, кроме привлечения публики любой ценой (то есть, попросту говоря, спекуляции) во вчерашнем концерте не увидела. Ассоциации, которые возникают в мозгу "художника" благодаря музыке Мусоргского заставили меня усомниться в его душевном здоровье.

P.S. Вернувшись домой, мы узнали, что сборная Норвегии по прыжкам с трамплина пролетела мимо пьедестала. Почему-то это вызвало чувство глубокого удовлетворения. Может, для господ, вроде Кундеры, здоровый дух и попахивает глупостью, но это лучше, чем миазмы нездорового духа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий