Очень давно хотела рассказать об одной достопримечательности, которая поразила меня в Германии. Первый раз я увидела это гигантское панно в 1988 году. Стоя на пустынной тогда Аугустусштрассе в Дрездене, я смотрела на него и чувствовала энергетику, исходившую от уникального произведения искусства.
Следующая встреча произошла почти через 20 лет, улицу уже наполняли толпы туристов, странных ощущений больше не испытала, но зато получила возможность купить буклет и узнать историю шедевра.
Думаю, никто не будет спорить, что Дрезден - один из красивейших городов мира. Современник Петра I, курфюрст Фридрих Август II, прозванный Сильным, а позже и его сын, Фридрих Август III, потратили всю государственную казну на воплощение своих архитектурных фантазий и коллекционирование разнообразных художественных ценностей, чем сильно ослабили влияние Саксонии в Европе.
Август II Сильный и его сын, Август III
Однако теперь архитектурный комплекс Дрездена и королевские собрания произведений искусства имеют мировое значение. Август Сильный любил говорить: "Бессмертие королям приносят не только великие победы, но и великие здания", - и оказался, в общем-то, прав.
В конце Второй мировой войны Дрезден был разрушен англо-американскими бомбардировщиками. Трагедию "жемчужины немецкого барокко" усугубил страшный пожар, зарево которого наблюдали жители окрестных деревень, а их поля сплошь были усеяны обгорелыми клочьями, прилетевшими с пожарища. В память об этом (и, конечно, в связи с тем, что на восстановление нужны были колоссальные средства) развалины исторических зданий долго сохранялись в послевоенном виде.
Сейчас "пепел Клааса" уже не так сильно стучит в сердца тех немцев, которые принимают государственные решения, средства стали поступать из-за рубежа, и Дрезден интенсивно восстанавливается (деньги на башенный крест церкви Богородицы, например, поступили от Британского опекунского совета, куда наряду с королевой и герцогом Кентским входит сын одного английского летчика, принимавшего участие в той бомбардировке.)
Удивительное панно "Шествие королей" высотой 9,5 метра разместилось на 102 метрах внешней стены дома по улице Аугустусштрассе. В конце XIX века - к 800-летию царствующего в Саксонии Дома Веттинов - художник Вильгельм Вальтер изобразил всех правителей, происходивших из этого княжеского рода, в технике сграффито. Изображения монархов сопровождаются именами и даже прозвищами: кроме Великого и Сильного, есть Кроткий, Законный, Гордый, Негодный и даже. Укушенный. Между ними - слуги, герольды, знаменосцы, дети, бросающие цветы.
Основатель династии Конрад Великий
Альбрехт II Негодный
Фридрих Укушенный, Фридрих II Серьезный и Фридрих III Храбрый
Завершают процессию ученые и деятели искусства - среди них и сам Вильгельм Вальтер со своими учениками. Глядя на полотно, можно получить представление об оружии и одежде семи столетий (только почему-то исключительно мужской, так как женская половина человечества на картине представлена единственной девочкой).
В 1907 году на картине, выполненной на штукатурке, стали заметны повреждения, и ее перенесли на более чем 24 тысячи плиток мейсенского фарфора. Главная ценность картины состоит в том, что она уцелела после бомбежки и пожара 1945 года. Заменили всего 200 плиток.
Так уж получилось, что три с половиной десятка правителей Саксонии беспомощно взирали со своей стены на страшное пламя, уничтожавшее всё вокруг, но пощадившее это панно. А сейчас смотрят на шумный людской поток у своих ног.
воскресенье, 15 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий