ВДНХ или ВВЦ, что одно и то же.
Москва, 12 марта 2009 г.
12.03.09 (Запись 15 марта 2009 г.)
ВЫШЛА НА ЯРМАРКУ НИНКА КРАСНОВА...
...Чем наше постсоветское время особенно интересно? Для писателей, например? Тем, что каждый человек может завести свое собственное дело, которого в советское время он завести не мог бы, никто ему этого не позволил бы. Допустим, писатель может завести себе свое собственное частное издательство и стать издателем и, не завися ни от кого, выпускать свои книги сам у себя и не "ждать милостей от природы", то есть не ждать, когда кто-то где-то, какие-то редактора соизволят поставить тебя в какой-то перспективный, а потом текущий план какого-то государственного издательства - "Советского писателя" или "Молодой гвардии" или "Современника", в очередь лет на десять, и выпустят твою книгу, а еще возьмут да и промаринуют ее да и не выпустят да и зарубят, или выпустят в таком исковерканном виде, что ты и не рад будешь тому, что она вышла.
Для меня примером и высшим эталоном писателя-издателя - таким Мастером на все руки, человеком-фабером, таким универсалом высшего класса, таким кентавром, таким новым символом нового времени - является для меня (других таких на всем обозримом мной горизонте нет) Юрий Кувалдин, который в 1998 году - самый первый в нашей стране - создал свое частное издательство "Книжный сад", а потом еще и свой журнал "Наша улица", и навыпускал-наиздавал уже сотни книг разных авторов, среди которых и Юрий Нагибин со своими дневниками, и Кирилл Ковальджи со своими стихами, и Станислав Рассадин со своими сочинениями, и Ирина Роднянская, и Лев Разгон, и Евгений Блажеевский, и Игорь Меламед, и Евгений Бучурин, и Александр Тимофеевский... и аз, грешная, и многие авторы "Нашей улицы", и сам Юрий Кувалдин... один в поле воин, литературный феномен, рядом с которым поставить некого.
...А 12 марта одна моя приятельница Фаина Пиголицына, которая раньше была Гамазина, по мужу, а теперь стала Пиголицына, по фамилии своего отца, писательница, литературоведка, родом из Владимирской области, где мы когда-то и познакомились с ней на Фатьяновском празднике, "на солнечной поляночке" в Вязниках, и которая уже несколько лет как переехала в Москву и уже три года как создала свое частное мини-издательство и выпускает в основном свои книги, но и не только свои, пригласила меня на ярмарку, на ВДХ, то есть на ВВЦ, в 57-й павильон, - на свой стенд F-16, выступить перед гостями ярмарки со своей "Эоловой арфой" и со своими книгами "Цветы запоздалые" и "Четыре стены", порекламировать их и показать себя миру.
Я целый день сидела дома, в своем "офисе", как я называю свой многофункциональный кабинетик, который служит мне и спальней, и гостиной, и столовой, и литературным складом. И писала страницы своего ЖЖ, оторваться от этого не могла, и приехала на ВВЦ только к концу дня, к 17.00, почти к закрытию ярмарки... приехала я не налегке, а натяжеле, с большой парусиновой сумкой на трех ремнях и с книгами в сумке, и тащилась... нет, не тащилась, а бодро, как советская спортсменка на первомайском параде, шагала с этой сумкой через всю территорию ВДНХ-ВВЦ, мимо столбов в виде длинных колосьев пшеницы с зернами-фонарями, мимо золотых-позолоченных фонтанов с золотыми-позолоченными скульптурами рабочих и крестьян, мимо павильонов "Армения" и "Карелия"...
Композитор Алексей Карелин и поэтесса Нина Краснова,
как в песне Евгения Долматовского "Они случайно повстречались..."
Они случайно повстречались на ВДНХ или на ВВЦ, что одно и то же.
Москва, ВДКХ-ВВЦ, книжная ярмарка, 12 марта 2009 г.
Около 57-го павильона - стеклянного на две трети из-за большого количества сплошняковых - без интервалов между ними - стеклянных окон, которые являются как бы и стенами, - я встретила композитора Алексея Карелина, который раньше сочинял песни на стихи Риммы Казаковой, а теперь сочиняет песни на стихи Александра Тимофеевского, с которым и пожаловал на ярмарку (правда, самого Тимофеевского с ним в этот момент не было, Тимофеевский, как я поняла, сидел где-то внутри павильона - за прилавком - и книги свои продавал, как коробейник, или книги продавала продавщица, а он читал свои стихи посетителям ярмарки, о том, как "свалил его запой на Трубной или Самотечной", или о том, как "бегут неуклюжи" по лужам).
Мы с Карелиным попросили одного молодого человека, который оказался около нас с ним, как рояль в кустах, то есть не в кустах, а в сугробах, сфотографировать нас на фоне 57-го павильона (поскольку здесь мы еще ни разу не фотографировались). Молодой человек залез одной ногой и одним ботинком а один сугроб, а другой ногой и другим ботинком в другой сугроб около железного штакетника и сфотографировал нас, повернутых лицом к свету и солнцу и стремящихся "заре навстречу". Карелин сказал мне, хитровато смеясь ртом и глазами:
- Он сфотографировал нас и не знает, кого он сфотографировал... звезд... музыкальную звезду и литературную звезду...
- Это хорошо, что он этого не знает.
Хорошо, когда никто из прохожих не знает, что ты "звезда", и не просит у тебя автографов и не ходит за тобой по пятам и не преследует и не домогается тебя и вообще не обращает на тебя никакого внимания. И ты можешь свободно и спокойно ходить по улицам, ни от кого не прячась под шляпу с полями или под черные очки, как Алла Пугачева, у которой ее поклонники один раз сдернули с головы парик, хотели оторвать себе волосок на память, а в результате сдернули с нее парик... а у Леонтьева его поклонники один раз оторвали рукава пиджака или даже пальто... а у одного художника-попартовца-супрематиста размотали по ниткам всю рубашку, как чулочную вязку, и он пришел на вернисаж в рубашке, а ушел оттуда без рубашки.
Писательница-издательница Фаина Пиголицына (сидит за столом-прилавком с книгами,
а первая слева направо: поэтесса Нина Краснова и гости книжной ярмарки,
один из которых, первый справа налево, Анатолий без фамилии, купил у Нины две книги.
Москва, ВДНХ-ВВЦ, 12 марта 2009 г.
...Людей на ярмарке в этот раз почему-то было мало, не как всегда. Они бродили вдоль киосков-стендов, словно вдоль мини-домиков-трехстенок, по линиям, на которых стоят эти домики, словно по улицам, словно куры в поисках зернышек.
Только на ярмарке и поймешь, сколько же у нас развелось издательств в стране и в Москве! Ужас сколько! И хорошо. Каждый автор, у которого пока нет своего собственного частного издательства (а все идет и движется к тому, что скоро оно будет у каждого автора?), может найти не свое собственное, а чье-то частное, привечающее его издательство и выпускать там свои книги. Правда, в основном за свой счет и в основном без гонораров (не то что в советское время). Но писатели такие люди, которые готовы остаться без порток, только бы выпустить свою книгу.
Один рязанский горе-стихотворец, который раньше никак не мог выпустить книгу своих стихов, в постсоветское, перестроечное время продал дом своей матери в деревне, с садом, огородом и со всей живностью, и с коровой, и с поросятами, и с гусями и курами и с петухом, и на это выпустил свою первую книгу, страниц в 30, которая, правда, никому, кроме него, не оказалась нужна. И не только потому, что она была вся в дурном, безвкусном оформлении и на скрепках и даже чисто внешне не могла украсить собой чью-то библиотеку. Тогда он решил выпустить вторую книгу, "еще сильнее первой", чтобы потрясти мир и всему миру показать кузькину мать, и он попросил свою жену: "Ню-у-у-ш, продай дом своей матери в деревне... и корову... чтобы я мог новую книгу издать". - Нюша, которая у него не такая уж и Нюша, чувствуя перспективную линию не партии, а своего спутника жизни, который взял курс на литературный Олимп и ни перед чем не остановится, чтобы попасть туда и воссесть рядом с богами Олимпа, если его туда пустят, и выпить с ними спиртосодержательный напиток из чаши круговой, и чувствуя, что ради этого он бросит шапку оземь и захочет продать и свой с женой домик не в деревне, а в том районе города, который называется Гулькиной деревней, "где резной палисад", схватила кочергу от печки или палку-скалку для размешивания белья в тазу для кипячения белья, и сказала ему угрожающе: "Я тебя в психушку упеку!" - Это... до поры до времени... охладило пыл виртуального завоевателя Олимпа и остановило этого литературного Александра Македонского от новой попытки издать новую книгу.
и поэтесса Нина Краснова.
Москва, ВДНХ-ВВЦ, книжная ярмарка, 12 марта
...Фаина купила на ярмарке точку за 7 тысяч рублей, которую раньше получала бесплатно, киоск-стенд, и сидела там, как мышка в коробочке, или в теремочке, разложила на прилавке свои книги о Пушкине и Наталье Гончаровой - "Дева Наталья" и "Погибельное счастье" и книги своих авторов, как в песне "разложил товар купец". Я добавила к ним свои "Цветы запоздалые" и "Четыре стены". И тут же нашелся, вырос передо мной, как лист перед травой, покупатель с вещмешком, который купил обе мои книги... А еще две я подарила ей... И пошла домой с более пустой сумкой и с более полным кошельком.
Нина КРАСНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий