суббота, 21 марта 2009 г.

Мистерия Осмоловского: занавес поднимается



В октябре прошлого года я писала о том, что ищу информацию об одном человеке: Владимире Осмоловском.



Вот что я знала на тот момент:

"В годы до ВМВ на нашем острове, Сайпан, заселился русский, некто г-н Осмоловский. Он дружил с местными, говорил по японски, но не много, пережил ВМВ на Сайпане. После войны г-н Осмоловский основал маленькую фабрику для производства мороженого, и насколько известно, умер где-то в '56 году.Лидер одного местного клана, Дейвид Саблан, попросил меня если смогу оказать помощь в поисках родственников Осмоловского, так как русский дружил с его отцом. Дейвид дал мне фотографию (Осмоловский - по середине). Он хотел пригласить родственников в гости.С таким набором информации я начала свои поиски. Оказалось, что первое имя г-н Осмоловского - Владимир, и он иммигрировал из России в Японию (по всякой вероятности, имея ввиду знание японского языка), а потом из Японии на Сайпан. Сестра Дейвида Саблана вспомнила, что в России он был губернатором.... Из России друзья-любители истории мне подсказали - был такой губернатор Камчатки при царе, бежал с приходом красных во власть."

 

И вот вчера я получила е-майл от Дейвида Саблана. На днях он рылся в каких-то старых бумагах и нашел насколько я поняла, письмо:

 

"Дейв,

Следующую информацию я узнал у Танга. Все началось с того, что меня попросили отнести горячие титияс (лепешки) в дом г-на Осмоловского, который жил в северной части Тун Бен, в доме Тан Гуадалупе Бодег на Гарапане. Мне сказали бежать быстро, чтобы лепешки не остыли, так как они были на завтрак Осмоловскому. Я добежал и поднялся по ступенькам к его двери, но мне пришлось дожидаться его, так как в этот момент он молился перед фотографией в круглой рамке на стене. Под конец он вышел, взял титияс и приказал бежать немедленно дома. Когда я прибежал домой, Нанг спросила меня почему я так задержался и я ей рассказал. В это время Танг уже заканчивал свой завтрак и я спросил его был ли русияно католиком. Танг обещал ответить, когда вернется с работы.

Танг не сказал мне ничего более того, что русияно молился перед фотографией своей дочери, с которой он потерял связь во времена подъема большевиков в России. Этого ответа мне хватило. Позже, после войны, когда русияно умер, Танг закончил историю.

 

Танг и русияно были близкими друзьями и он часто навещал дом нашего дедушки на Гарапане, где мы родились и жыли. В '41 году Тангaвызвали переводчиком Имперской Армии при нападении на Гуам, и он уехал на 3 месяца. В это время Осмоловский приглядывал за нашей семьей. Во время одного своего посещения, русияно увидел, что Магдалена обдирала дерево со стены кухни с задней стороны, где не было видно с дома и с улицы, чтобы разжечь костер и сготовить еду. Дерева для готовки не было и надо было идти далеко в Чалан Кия собирать его. Осмоловский спросил ее почему она так делает. Магдалена ему ответила и добавила, что в случае если мимо дома пройдет религиозная процессия, никто не заметит, что части стены кухни не хватает. Когда Танг вернулся с Гуама, русияно отчитался перед ним как шли дела в доме и рассказл ему о Магдалене и о стене кухни. Русияно рассмеялся и сказал: "Магдалена дел диабло".

 

После ВМВ, когда мы уже жили в деревне Чалан Каноа, американцы поощряли местных начать свой бизнес. Нанг и Осмоловский открыли свою фабрику мороженого. Это был первый магазин мороженого в Чалан Каноа и иногда, после того как мы бежали с доставками, нам давали по стаканчику свежего мороженого, и оно было очень вкусным.

 

Позже русияно заболел и умер. Танг взял коробку с фотографиями, которая была у русияно, и принес ее домой. В коробке увидели фотографию Осмоловского в униформе как русский военный, с сапогами по колено. Тогда Танг закончил историю о своем друге, русском Губернаторе Камчатки. Осмоловский был приближенным Царю и царской семье. Он пытался найти свою семью во время переворота и войны, а потом ему пришлось спасаться от ареста и бежать в Японию. Осмоловский не переставал пытаться найти какую либо информацию о своей семье, но все оыты оставалиь без результата. Как сказал Танг, Осмоловский из Японии уехал на о. Яп, и потом добрался до Сайпана, где стал продавцом высококачественной ткани. Нанг была его лучшим клиентом, так как она любила покупать красивые ткани и наряжаться, и копила кучи кусков. Наша сестра Маригита давала уроки музыки и пиано детям Гуерреро, и Танг ходил с ней навестить своих друзьей, Гуерреро и Осмоловского.

Русияно, или Владимир Осмоловский был высоким человеком с изящными чертами и глубокими голубыми прознительными глазами, и он был лучшим другом моего отца.

...

Русская семья, которая пережила ВМВ на о.Яп, и переехала на Сайпан после войны, знала Осмоловского с тех времен. Семья состоялась из пожилой женщины по имени Луиза, молодой женщины по имени Ольга и мальчика Алекс. Насколько знаю, они были как-то связаны с Нинанг Чанди. Если я не ошибаюсь, Ольга вышла замуж за Бена Пангелинан (жена Табека Карлос)"...

 

Вот и вся история... Насколько понимаю, мое желание найти родственников Осмоловского не сбудеться... Но хоть довелось довести до знания, что случилось с последним царским губернатором Камчатки и как сложилась его судьба. Может, историки на Камчатке заинтересуются?

Комментариев нет:

Отправить комментарий